![О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".](/netcat_files/generated/118/191/760x570/117/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=212c85b6b8848119b2ab0286f10c84d0&resize_mode=0&wm_m=0)
Обзор изменений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Новые предметы. С 1 сентября 2024 года будет действовать пункт о том, что школы должны при реализации ООП НОО непосредственно применять федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Труд (технология)». При реализации ООП ООО – по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)», а при ООП СОО – по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины». К этому времени Минпросвещения должно обновить ФОП НОО и ООО и как минимум изменить название предмета «Технология». Теперь он будет называться еще и «Труд». Также ожидается, что добавят рабочую программу по новому предмету ОБЗР.
До 1 сентября 2024 года менять ООП уровней образования не нужно. Новые названия предметов и новые федеральные рабочие программы вы начинаете применять только с 2024/25 учебного года.
Запрет телефонов. Ввели запрет для учеников использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении ООП НОО, ООО и СОО. Исключение – если возникает угроза жизни или здоровью детей, работников организации или иная экстренная ситуация. В буквальном смысле это означает, что школьники не могут ни в каком виде пользоваться на уроках теми устройствами, по которым можно звонить, – телефонами, смартфонами, рациями, умными часами и др. В этот список может попасть и современный планшет, так как часто производители предусматривают функцию звонков в своих устройствах.
Законодатель не пояснил, что считать экстренным случаем, при котором ученик может воспользоваться средствами связи. Возможно, это так и останется на усмотрение ученика и его родителей. Другой вариант – школа вправе закрепить эти случаи в своем локальном акте.
Пока нет однозначной трактовки, как применять нормы других федеральных актов, противоречащих новым требованиям Закона об образовании. Например, при освоении АООП педагоги должны научить школьника адекватным представлениям о насущно необходимом жизнеобеспечении – пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне, писать при необходимости SMS-сообщение и т. д.
Права педагогов. Расширили правовой статус педагогов. Закрепили, что к ним также не может применяться физическое и психическое насилие. Ранее этот запрет в законе распространялся только на обучающихся.
Уточнили, что педагог имеет право на дополнительные меры государственной поддержки и социальных гарантий, установленных федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами, а также актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус».
Закрепили право педагога на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Установили, что для защиты своих прав работники самостоятельно или через своих представителей могут:
- направлять в органы управления организации-работодателя обращения о применении к обучающимся, нарушающим или ущемляющим права педагога, дисциплинарных взысканий. Такие обращения надо обязательно рассматривать;
- обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- использовать не запрещенные законодательством иные способы защиты прав и законных интересов.
Ввели норму о том, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования к педагогической деятельности и в целях социальной поддержки педагогов могут устанавливаться дополнительные меры господдержки и соцгарантии – в федеральных, региональных и муниципальных актах, актах органов публичной власти федеральной территории «Сириус». Эти льготы могут применяться также по отношению к руководителям образовательных организаций, их заместителям, а также руководителям структурных подразделений и их заместителям.
Дисциплина учеников. Законодатель пояснил, что Правила внутреннего распорядка обучающихся могут включать в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации. Соответственно, ученики обязаны соблюдать не просто этот локальный акт, но и требования к дисциплине и поведению, которые в нем закреплены. А если не будут выполнять, то к ним можно применить меры дисциплинарного взыскания – по старым правилам.
Появилась норма о том, что контролировать соблюдение Правил внутреннего распорядка и их требований могут педагоги, руководящие и другие лица, на которых возложены такие обязанности. Формально получается, что теперь эти обязанности можно передать не работникам школы.