МАОУ Гимназия № 15
660046, город Красноярск, проспект Машиностроителей, д. 8
  • Социально-педагогическое сопровождение

    Социально-педагогическое сопровождение

    Социальный педагог - Пусева Алина Саиджоновна,  e-mail: asirodzhova97@bk.ru

    Категории обучающихся, имеющих право на гарантированную социальную поддержку: обучающиеся из малообеспеченных семей, обучающиеся из категории дети-сироты,  дети оставшиеся без попечения родителей и дети-инвалиды, обучающиеся из "группы риска". 

    СОВЕТ ПРОФИЛАКТИКИ:

    На сайте министерства образования Красноярского края в разделе «Профилактическая работа» размещены методические ресурсы по направлениям: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, антинаркотическая работа, профилактика рисков детской смертности, в том числе в результате суицида, профилактика жестокого обращения с детьми, информационная безопасность.

    ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

    Тра́вля (бу́ллинг — англ. bullying в переводе запугивание) — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у неё страх, деморализовать, унизить, подчинить.

    Основные роли участников буллинга:

    • агрессоры – придумывают и возглавляют издевательства;

    • жертвы – принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;

    • наблюдатели – напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.

    На самом деле негативные последствия буллинга будут для всех его участников, потому что каждый из них понимает: «Так можно. Это нормально». Это становится новой жизненной установкой. Многие агрессоры, спустя годы и имея собственных детей, так и продолжают считать, что все это было весёлое школьное детство. 

    БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ: КАК РАСПОЗНАТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ ВОЗНИКШУЮ ОПАСНОСТЬ

    Интернет-буллинг (кибербуллинг) – намеренные оскорбления, угрозы и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

    Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе.

    Любое унизительное, оскорбительное или угрожающее сообщение, отправленное в электронной форме, является кибербуллингом. К этому же относятся унизительные фотографии или видео, опубликованные в социальных сетях Facebook или YouTube без согласия жертвы. Поддельные профили в социальных сетях или веб-сайты, созданные с целью опорочить жертву, также относятся к категории кибербуллинга.

    Если ребёнок почувствовал, что его травят в интернете – нужно рассказать родителям, посоветоваться со школьным психологом или позвонить на телефон доверия: звонок бесплатный и анонимный 8-800-2000-122

    ПАМЯТКИ

    для педагогов

    для родителей

    для учеников

    Педагогам стоит обратить внимание на ситуацию, если ребёнок:

    1. часто остается один и никто не пытается начать с ним общение;

    2. заходит в класс, и все замолкают;

    3. пытается начать общение, но в ответ сразу несколько человек говорят или делают что-то, что его раздражает, дают прозвища и т.д.;

    4. пытается начать общение, но никто не реагирует;

    5. во время разговора часто использует защитные жесты (закрывается руками), оглядывается вокруг;

    6. очень быстро собирается после урока и старается выйти из класса первым, очень быстро уходит от одноклассников;

    7. очень долго собирает вещи после урока, как будто выжидает, пока все уйдут, а потом искусственно замедляет шаг;

    8. вдруг начал опаздывать на уроки, хотя раньше такого не было.

    Присмотритесь также, если:

    1. на одежде и других вещах присутствуют следы мела и любой другой грязи;

    2. в настроении ребёнка можно отметить резкие перемены;

    3. ребёнок стал выглядеть неопрятно;

    4. ребёнок отдаёт кому-то в пользование свой телефон или другие личные вещи, покупает что-то для кого-то другого в столовой или в магазине;

    5. группа детей выстраивается плотным кольцом и что-то обсуждает или ждёт кого-то на школьном дворе.

    Как надо вести себя родителям, узнавшим, что их ребёнок зачинщик школьного насилия

    1. Как и родителям ребёнка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником.

    2. Помочь осознать ребёнку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности.

    3. Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.

    4. Если ребёнок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.

    5. Если ребёнок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.

    6. Если ребёнок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребёнку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения – что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребёнка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещѐ просто не было.

    7. Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации, проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что: во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу»; во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека – механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

    Чего не надо делать в случае травли

    1. Ждать, что само пройдёт. Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно. Позже есть небольшой шанс, что в группе найдутся достаточно авторитетные дети, не обязательно лидеры, которые вдруг увидят эту ситуацию не как привычную игру, а как жестокость и недостойное поведение и решатся заявить о своем видении. Это может если не полностью прекратить, то сильно уменьшить травлю. Но до примерно 12 лет детям сложно опираться на собственные моральные ориентиры и тем более идти против группового давления (это и взрослым дается непросто). Если взрослые не занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе никуда не денется.

    2. Искать причины и объяснения.Причин, по которым возникает травля много: и потребность возраста, и давление закрытой системы, и личные особенности детей, и недостаток опыта у педагогов, и фоновая агрессия в обществе. Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю приемлемой. Можно долго искать причины и факторы, вызывающие какую-то болезнь, но нельзя делать это вместо помощи тем, кто страдает уже сегодня. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.

    3. Путать травлю и непопулярность. Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – насилие. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. Популярность – это вопрос психологический. Групповое насилие – это вопрос нарушения прав.

    4. Cчитать травлю проблемой только жертвы. Это то, что важно доносить до родителей: если это не вашего ребёнка травят – не думайте, что у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребёнок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует». Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор, и может произойти все что угодно.

    5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. «Козлом отпущения» может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особенным. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, дешевая одежда – все может стать основанием для объявления жертвы «не такой». Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя. Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Часто самые отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играют. А если учитель вмешивается и начинает активно работать с травлей, агрессоры иногда за считанные дни меняют свое поведение, хотя, конечно, они не могли бы так стремительно решить свои «внутренние проблемы» или повысить свой «культурный уровень». Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем «разговоров по душам» или «индивидуальной работы с психологом». С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике – болезнь группы. И работать надо с группой в целом. Обсуждать происходящее, устанавливать новые правила. И только в этом контексте могут быть полезны разговоры с жертвой и обидчиками. Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц, – все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными правилами дорожного движения и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Одна из основных задач возраста в конце начальной и средней школе – разобраться в правилах общежития, научиться жить в социуме. И правила должны задавать взрослые.

    6. Давить на жалость. Логика травли состоит в том, что луч прожектора общего негативного внимания обращен на жертву, и она мечется в нём, как обречённый кролик в свете фар автомобиля. Поэтому любые разговоры о жертве подкрепляют травлю. Наша задача – перевести луч прожектора на саму травлю как явление, сделать мишенью насилие как таковое.

    7. Принимать правила игры. Это самое важное, пожалуй. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие». Если не конфронтировать с самой идеей травли, ничего не получится. Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьёт слабого». И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира. Нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребёнок должен быть защищён – и точка.

    Родителям нужно стараться устанавливать с ребёнком доверительные отношения, наблюдать за его поведением, обращая внимания на любые его изменения. Если ребёнок доверяет родителям и уверен в их поддержке, вероятно, что он сам поделится своими проблемами. Поводами для тревоги могут стать следующие признаки:

    • ребёнок вдруг стал эмоционально неуравновешен (может внезапно расплакаться или рассердиться и хлопнуть дверью);

    • часто говорит о том, что он никому не нужен и никто его не понимает;

    • у него испортился аппетит, появились проблемы со сном, головные боли, диарея, тошнота, депрессии;

    • ребёнок не хочет идти в школу, не общается с одноклассниками вне стен учебного учреждения, не приглашает друзей домой, предпочитает быть один или в компании взрослых;

    • часто приходит из школы со следами драки, в порванной или испачканной одежде;

    • у него часто заканчиваются карманные деньги и пропадают вещи;

    • у него портится настроение после общения в социальных сетях, он боится включать компьютер.

    Для того, чтобы побороть буллинг, родителям необходимо:

    • научить ребёнка отвечать обидчикам, стараться не поддаваться на провокации, ведь буллер «питается» страхом и беззащитностью жертвы. Как только жертва поднимает голову, агрессор теряет к ней интерес;

    • учить ребёнка смотреть обидчикам в лицо, не обращать внимания на колкости и обидные слова;

    • повышать его самооценку, уверенность в себе. Чаще акцентировать внимание на его достоинствах;

    • отдать в секции или кружки, чтобы он мог развивать какие-то навыки и умения и совершенствовать их.

    Советы которые стоит дать ребёнку для преодоления этой проблемы кибербуллинга:

    1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Пусть ребёнок советуется со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Старшим детям предложите правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.

    2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребёнок должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определённым никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого – накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить – трудно.

    3. Храни подтверждения фактов нападений. Если ребёнка очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, а старшим детям – сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.

    4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать – часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами – игнор».

    5. Если ты стал очевидцем кибербуллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву – лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.

    6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.

    7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.

    Задача родителей – не только поддержать ребёнка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребёнок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

    Что  конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:

    1. научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;

    2. наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;

    3. участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

    4. если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если  родитель  может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть  на вас с восхищением, и вряд ли тронут  вашего ребёнка;

    5. приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;

    6. ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему  группа детей, а так как вяснения происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.

    7. повышать самооценку ребёнка;

    8. в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;

    9. помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

    10. если ребёнок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;

    11. не показывать свой страх и слабость  перед  агрессором, если таковые  отношения имеются, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием  чем-то нехорошим о них.

    12. не настраивать ребёнка  против  его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

    13. не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью»  одежды и особой гламурностью;

    14. учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

    ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

    Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 г №07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"

    ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

    1. Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному поведению
    2. Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленого на профилактику суицидального поведения обучающихся

    ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Сила доверия: чем может помочь звонок на Детский телефон доверия?

    Я — неудачник: избавляемся от негативных установок

    Практики благодарности: как научиться ценить то, что имеешь?

    Родители достали своими советами

    Ненавижу одноклассников, как быть?

    Как найти смысл жизни?

    Снимаем стресс перед экзаменами: способы релаксации и повышения тонуса

    Как справиться со стрессом во время экзаменов?

    Что делать, если провалил экзамены?

    Волнение и тревожность перед экзаменами: как взять себя в руки?

    Как справляться с раздражением и вспышками злости?

    Что делать в первые дни в новой школе

    Папа может быть другом: как наладить отношения с отцом

    «Человек – это то, во что он верит» — формируем позитивные убеждения

    Подруги объявили мне бойкот: как справиться с их игнором?

    Друзья меня жестоко разыграли, и я не могу им больше верить

    Как простить себя: психологические техники

    Селфхарм: как распознать признаки саморазрушения и вовремя помочь себе

    Не могу найти общий язык с родителями…

    Мне все время скучно — это нормально?

    Что делать, если страшно высказывать свое мнение из-за возражений и критики

    Потеря близкого: как жить дальше?

    Как справиться с обидой на близких и родителей: техники обратной связи

    Как пранки превращаются в реальные консультации: интервью с психологами Детского телефона доверия

    Смотрим со стороны: как научиться сохранять самообладание в сложной ситуации

    Как перестать поддаваться чужому влиянию

    «Неважные» переживания: с кем поделиться?

    Как действовать в конфликтных ситуациях?

    Как манипулируют подростками в группах смерти?

    Онлайн-помощь детям и подросткам

    Одиночество — это не приговор! Это — этап!

    Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. 

    В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

    По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

    По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств  причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

    Родители обучающихся (законные представители) при выявлении суицидальных признаков (в пресуицидальный период) и аутоагрессивного поведения у обучающихся:

    1. Оказывают психологическую поддержку своему ребенку, оказавшемуся в объективно или субъективно трудной жизненной ситуации.

    2. Обращаются к специалистам для получения неотложной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

    3. Выполняют рекомендации специалистов, направленные на неотложную помощь обучающемуся и/или реализацию плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

    4. Сотрудничают со специалистами в реализации плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

    Алгоритм действий родителей (законных представителей) в случае выявления суицидальных признаков и аутоагрессивного поведения

    1 этап. Раннее выявление признаков аутоагрессивного поведения, влияющих на возникновение и фиксацию различных форм самоповреждающего или саморазрушающего поведения.

    Признаками аутоагрессивного, суицидального поведения являются соответствующие мысли, высказывания, планы, угрозы, попытки, которые говорят о том, что подросток нуждается и ищет помощи, так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих. Для подростков чаще характерен аффективный, импульсивный либо демонстративный, шантажный механизм аутоагрессивных действий и суицидальных попыток.

    В связи с этим родителям необходимо быть внимательными к своему ребенку, когда он так или иначе сообщает о своих внутренних переживаниях, плохом самочувствии либо проявляет признаки аутоагрессивного поведения. Важно проявлять внимание не только к общему состоянию подростка, но и к тому, как и что он говорит.

    Примеры выражений, которые могут сигнализировать о суицидальных тенденциях: «хочу заснуть и не просыпаться», «устал(а) от жизни», «не хочу вообще ничего», «без меня всем было бы лучше», «моя жизнь бессмысленна».

    Другими словами, необходимо обращать внимание на слова и выражения, которые прямо или косвенно, свидетельствуют о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелании жить.

    Признаками возможного аутоагрессивного, суицидального поведения являются:

    • Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем любил заниматься, у него резко сокращается круг привычных и любимых увлечений. 
    • Ребёнок проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах (Девайс представляет собою технологичное устройство с аккумуляторами и различными функциями: умные часы, смартфон, ноутбук и пр.), используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
    • «Зависание» в социальных сетях в любое время, в том числе ночью.
    • Изменение образа жизни. В частности, ребёнок, например, уходит из дома, не поясняя, куда, в том числе вечером и даже ночью.
    • Проявление «аутоагрессии» - наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
    • В своих изображениях, публикуемых на страницах социальных сетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности, и порезов.

    Наличие следующих проявлений свидетельствует о более высоком риске суицидального поведения:

    • предшествующая попытка суицида;
    • суицидальная угроза;
    • тяжёлая реакция подростка на стресс, особенно на утраты;
    • уязвимость подростка к трем угрожающим жизни аффектам — одиночеству, презрению к себе и ярости;
    • недостаток поддерживающих условий в окружении подростка (доверительные отношения в семье, друзья, увлечения и т.д.);
    • возникновение и эмоциональная значимость фантазий о смерти;
    • наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
    • иногда в «статусе» страницы в Интернете указывается так называемый «обратный отсчёт» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»)

    Задача родителей при возникновении подозрения или проявлении первых признаков саморазрушающего поведения:

    Обратиться к психологу, получить экстренную психологическую помощь по телефону доверия (Всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122; в Санкт-Петербурге 576-10-10 круглосуточно, бесплатно)

    Не отказываться от очной консультации со специалистом кризисной службы. Принять предложение очной встречи с психологом с целью диагностики психоэмоционального состояния ребенка, с оценкой суицидального риска и получения консультации врача-психиатра при необходимости. Продолжение кризисной помощи при необходимости, НЕ прекращать по своей инициативе.

    Самостоятельные действия родителей:

    3 этап. Оказание медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения и предупреждение рецидивов аутоагрессивного и суицидального поведения.

    Профилактика повторных попыток суицида у несовершеннолетних. Создание условий для социальной адаптации, продолжения учебы, прохождение родителями семейной психотерапии для изменения стилей воспитания подростка, гармонизации взаимоотношений в семье.

    «Профилактика суицидов в интернет пространстве»

    В наши дни многие люди всерьез увлекаются Интернетом. Одним он необходим для работы, другим для общения, третьи находят в виртуальном пространстве нечто большее, чем просто дополнение к реальной жизни. Все эти вещи становятся такими же важными как и настоящие друзья, родители, учеба, для наименее защищенной в информационном плане возрастной группы -  несовершеннолетних. Так, все большее количество детей получает возможность работать в Интернете. На сегодняшний день он предоставляет огромное количество неконтролируемой информации. В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?

    Прежде всего, надо понимать, что Интернет не причина, а благодатная почва для созревания намерений. Его опасность для детей и подростков, имеющих склонность к суицидальным настроениям, в том, что:

    1. предлагается очень, много доступных способов самоубийства;
    2. легко можно найти компанию единомышленников;
    3. возникает и укрепляется убеждение, что «это и есть выход»;
    4. создаётся ореол романтики вокруг смерти и всего, что с ней связано.

    Во-вторых, необходимо осознавать какие угрозы наиболее часто встречаются в интернет сети, это:

    1. доступ к нежелательному содержимому.
    2. контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

    «Подросток в соцсетях: что должно насторожить родителей»

    Страничка ребёнка в социальных сетях способна рассказать о нём многое. Обратите внимание на псевдоним, аватарку (главная фотография профиля), открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит подросток, а также на то, чем наполнена страница: видеозаписи, фотографии и друзья.

    • Если профиль страницы закрыт даже от родителей, постарайтесь аккуратно выяснить, по какой причине.

    • Закрывание лица  руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, символизируют суицидальные мысли.

    • Если подросток размещает у себя на странице фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов, это плохой знак.

    • Опасными считаются такие символы, как медузы, кошки, бабочки, единороги, съемки с высоты, крыш и чердаков

    • Группа подозрительных «друзей», появившихся за короткое время, свидетельствует о том, что подросток попал в опасную компанию.

    • Чрезмерное увлечение копированием на своей страничке строчек из некоторых стихотворений, посвященных смерти, а также цитат из мистических книг должно насторожить взрослых.

    • Не стоит закрывать глаза и на участившиеся комментарии о смерти — как устные, так и к фотографиям в социальных сетях.

    • Сохранение на страничках социальных сетей  странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть) — один из ярких «симптомов» суицидальных наклонностей.

    Необходимо чтобы родители просматривали страницы своих детей, анализировали сохраненные фотографии, по возможности устанавливали круг общения.

    Необходимо на компьютерах и гаджетах установить программы-фильтры - "NetPolice" или "Интернет Цензор", которые позволяют запрещать просмотр нежелательных сайтов. Рекомендовать родителям настроить  ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в Интернете, с помощью  Родительского контроля. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

    Важно также помнить, что особое место в предупреждении фактов доведения до самоубийства в интернет-сети, в том числе занимают меры правовые ответственности.

    Так, п. «д», ч. 2 ст. 110 УК РФ предусмотрена ответственность за «Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, совершенное в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

    П. «д», ч. 3 ст. 110.1 УК РФ  введена ответственность за «Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства» а равно Содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства, если такое д6еяние совершено в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

    Ч. 2 ст. 110.2 УК РФ также предусматривает ответственность за «Организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

    Кроме того, через форму на сайте Роскомнадзора (https://rkn.gov.ru/) есть возможность направить сообщения о наличии в сети Интернет — информации о способах совершения самоубийства, а также призывах к совершению самоубийства. После рассмотрения заявления, на указанный электронный адрес почты, придет сообщение о результатах рассмотрения. В случае подтверждения наличия материалов с противоправным контентом доступ к указанному ресурсу будет ограничен.

    Таким образом, взрослым важно понимать, что подключаясь к сети Интернет, ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать и объяснить ему это обязаны именно родители, перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

    Памятка для Родителей по безопасности использования сети Интернет детьми

    1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

    2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

    3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

    4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

    5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

    6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

    7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

    8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

    9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

    Что должны знать родители о суициде?

    В настоящее время пристальное внимание специалистов-практиков, ученых-исследователей, общественности обращено на проблему детских и подростковых cуицидов.  Самоубийство как причина смерти является третьей по величине среди всех других причин смерти подростков и детей.

    Дети, предпринимая суицидальную попытку, действительно не предполагают умереть. После окончания «смерти» дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помощи. Чаще всего это родители.

    Очень важно знать, что дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье, однако здесь  выявились любопытные подробности.

    а) Наиболее часто встречаются проявления психического насилия, то есть запугивание, унижение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п. Пожалуй, правильно будет сказать, что психическое насилие — это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.

    б) Более чем в половине случаев имеет место проявление жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья). Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены, Уголовный кодекс действует, однако отсутствие системы защиты прав ребенка, специальных структур, таких как, к примеру, детские суды, очень усложняют ситуацию.

    в) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье.. Можно предположить, что маленький ребенок совершает суицид, потому, что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

    г) Ключевой фигурой в суицидальной коллизий как ребенка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение диады мать—дитя — это главная суицидальная опасность в семье. Вообще «мать суицидента» — это любимая тема многих суицидологических исследований. Мать маленького суицидента — это, как правило, или очень плохая, или очень хорошая мать. Очень плохая мать — это женщина с выраженным эмоционально-волевым дефектом. Сама она не истязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддерживает, не заботится о нем, она о нем не помнит, он ей не нужен, она его отвергает.

    Нетрудно заметить: будучи столь непохожими, эти женщины одинаковы в одном — они делают жизнь своих детей абсолютно невыносимой.

    Всем, кто находится рядом с детьми, очень важно знать признаки суицидального поведения: дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление и недомогание, становятся более раздражительными, капризными, плаксивыми. Отмечаются нарушения сна и аппетита. В высказываниях звучат недовольства собой и окружающими, жалобы на скуку. Потускнение прежних привязанностей с проявлением увлечения «погребальной» тематикой. Это может выражаться в играх, инициирующих погребение игрушек и домашних животных, рисунках с изображением могил, гробов, крестов, использование в рисунках черного цвета, в патологическом фантазировании на тему собственной смерти и похорон.

    Психиатры и суицидологи отмечают, что суицидальное поведение в этом возрасте нередко служит одним из ранних диагностических признаков эндогенного заболевания.

    Современные исследователи отмечают следующие симптомы суицидентного поведения у детей подростков:

    1. дисфория или потеря интереса к жизни и способности получить удовольствие;
    2. изменение аппетита и веса тела;
    3. потеря энергии; изменение продолжительности сна;
    4. изменение психомоторной активности.

    ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА 

    1. Общей целью суицида является нахождение решения.
    2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
    3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
    4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
    5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность.
    6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
    7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
    8. Общим действием при суициде является бегство от действительности.
    9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
    10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

    ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА (ищите несколько признаков)

    1. Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок, делает последние приготовления.
    2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
    3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.

    Появляется избыток энергии. Внешне  расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.

    1. Письменные указания в письмах, записках, дневнике.
    2. Словесные указания или угрозы.
    3. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
    4. Бессонница.
    5. Попытки самоубийства в прошлом.

    Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений.

    СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ

    1. ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.

    2. ОБСУЖДАЙТЕ  -  открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.

    3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез.

    4. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ -  обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?».  Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?».  Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.

    5. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.

    6.Если Вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма, телефонные звонки.

    Предлагаем вниманию педагогов материалы по профилактике суицидального поведения среди подростков для проведения классных часов, родительских собраний:

    1. Профилактика суицидального поведения среди подростков
    2. Памятка для родителей
    3. Памятка для подростков

    Ссылки на материалы в сети Интернет

    1. Видео ролик "Почему дети убивают себя?" Можно ли предотвратить детские самоубийства? В каких регионах наиболее высокий процент этих трагедий? Каковы основные причины подростковых суицидов? Рассказывает уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов.
    2. Линия помощи «Дети онлайн»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie