МАОУ Гимназия № 15
660046, город Красноярск, проспект Машиностроителей, д. 8
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

    Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования

    Перечень организаций, предоставляющие услуги психолого-педагогической и консультативной помощи гражданам

    Психологическая служба общеобразовательной организации – организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса через профессиональную деятельность педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов.

    Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений ФГОС при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

    Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

    • Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.

    • Диагностика (индивидуальная и групповая) – психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

    • Изучение (мониторинг) развития личности и уровня  сформированности  УУД ребёнка с целью проектирования  индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребёнка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики, и следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребёнка. Планирование индивидуального маршрута развития ребёнка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребёнка с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностями психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

    • Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.

    • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.

    • Консультирование (индивидуальное и групповое) – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.

    Педагог-психолог – это специалист, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией обучающихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений. Одна из основных задач педагога-психолога – оказание своевременной помощи обучающимся, консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей), учителей.

    • Педагог-психолог (1-5 классы) – Мартынова Виктория Владимировна, e-mail yaov-61@mail.ru

    • Педагог-психолог (6-11 классы) – Литвинова Альбина Васильевна, e-mail albinal08@mail.ru

    Уважаемые родители! Вы можете дистанционно получить психологическую консультацию по актуальным для вас темам и задать свой вопрос педагогам-психологам гимназии, написав им сообщение в электронном журнале или на электронную почту.

    Нормативные документы:

    КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЗАЩИТОЙ ПРАВ ДЕТЕЙ

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 8-800-2000-122    АНОНИМНО, БЕСПЛАТНО, ПРОФЕССИОНАЛЬНО

    • Сюда обращаются люди, когда в их жизни возникают проблемы, переживания, боль, страх, одиночество, отчаяние. Проблемы бывают в жизни каждого человека. Но не всегда есть рядом тот, с кем можно поделиться своим состоянием, переживаниями, с кем можно обсудить варианты решения проблем. Часто, эта возможность общения, жизненно необходима человеку. Для этого и существует Телефон Доверия.

    • Сюда  звонят дети и подростки, когда в их жизни возникают: родительско-детские конфликты, конфликты в семье между родителями, школьно-учебные проблемы,  переживание чувств любви и дружбы, вопросы о смысле жизни и смерти, страхи и необычное поведение, мысли о самоубийстве, ситуации насилия и др.

    • Родители звонят по вопросам взаимоотношений с детьми.

    Нужна психологическая поддержка? Не знаешь с кем поделиться? В личной беседе ты этого не скажешь… Тебя выслушают и помогут по телефонам:

    • ЦППМиСП № 1 «Развитие»    243-38-14
    • ЦППМиСП № 2    209-64-01
    • ЦППМиСП № 5 «Сознание»   244-57-85
    • ЦППМиСП № 6    225-06-54
    • ЦППМиСП № 7 «Способный ребёнок» 201-24-49
    • ЦППМиСП № 9    273-73-37
    • ЦППМиСП ЭГО  236-06-90
    • Телефон экстренной помощи 88002000122
    • КГБУ "Доверие" (Ул.Борисевича, 8/ тел. 222-09-11)

    В Краевом центре семьи и детей функционирует Общественная приёмная для детей и родителей, где проводится бесплатное консультирование семей по правовым и социальным вопросам. Приём обращений ведут специалисты отделения консультативно-правовой помощи Краевого центра семьи и детей, представители отдела правительства Красноярского края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратуры Красноярского края, специалисты аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае, представители Краевого отделения «Российский детский фонд».

    График приёма: пн.-пт. с 9.00 до 18:00, сб. с 10.00 до 14.00 по адресу: ул. Академика Павлова, д. 17, телефон 2-37-60-22
    Сайт: www.kcsd24.ru    В контакте: vk.com/priemnaya

    Памятка для участников "Психологическое сопровождение ЕГЭ"
    Памятка для родителей "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ"
    Рекомендации психолога при подготовке к ЕГЭ
    Рекомендации психолога по преодолению стресса
    Рекомендации психолога по профилактике суицидальных проявлений
    Экстренная психологическая помощь детям, подросткам и их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисной ситуации

    Горячая линия кризисной психологической помощи – 8(800)6003114 (круглосуточно).

    Психологическая помощь несовершеннолетним, а также их родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношений. Общероссийская горячая линия детского телефона доверия – 8(800) 2000122 (круглосуточно)

    Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии, в т.ч. в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Круглосуточная экстренная психологическая помощь МЧС России – 8(495) 9895050 (круглосуточно)

    Психиатрическая помощь. Анонимный телефон доверия ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России – 8(495)6377070 (круглосуточно)

    Психиатрическая, социальная, юридическая помощь. Горячая линия по вопросам домашнего насилия – 8(495) 6372220 (круглосуточно)

    Психологическая помощь студенческой молодёжи. Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодёжи – 8(800) 2225571 (круглосуточно)

    Психологическая помощь семьям мобилизованных и военнослужащих. Горячая линия Российского Красного Креста – 8(800)7004450 (круглосуточно)

    Психологическая помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношений с детьми. Горячая линия помощи родителям проекта «быть родителями.рф» - 8(800)4442232 (доб.714) с 09.00 до 21.00 (по мск) в будни

    ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА
    Памятки
    Что в поведении подростка должно насторожить 

    ●  Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. 

    ●  Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время. 

    ●  Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей). 

    ●  Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. 

    ●  Ребёнок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца). 

    ●  Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. 

    Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание 

    ●  Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). 

    ●  Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми. 

    ●  Несчастная любовь или разрыв романтических отношений. 

    ●  Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание). 

    ●  Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха. 

    ●  Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства). 

    ●  Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм). 

    При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется 

    ●  внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу; 

    ●  правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; 

    ●  не выражать удивления услышанным и не осуждать ребёнка за любые, даже самые шокирующие высказывания; 

    ●  не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребёнка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным; 

    ●  постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; 

    ●  не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы; 

    ●  стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

    Оказание первичной помощи в беседе с подростком 
    Если вы слышите Обязательно скажите Никогда не говорите
    "Ненавижу учебу, класс..." "Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" "Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!"
    "Все кажется таким безнадежным..." "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"
    "Всем было бы лучше без меня!" "Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" "Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом"
    "Вы не понимаете меня!" "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать" "Кто же может понять молодежь в наши дни?"
    "Я совершил ужасный поступок..." "Давай сядем и поговорим об этом" "Что посеешь, то и пожнешь!"
    "А если у меня не получится?" "Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное" "Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!"

      

    Рекомендации родителям ребёнка, совершившего попытку суицида

    Дорогие родители! 

    • Первое и самое важное: Ваш ребёнок жив! 
    • Второе и тоже важное: чтобы поправиться, ребёнку необходима поддержка, любовь и забота его самых близких людей, т.е. Вас. 
    • Врачи сделают всё возможное, чтобы восстановить физическое здоровье ребёнка. 
    • Чтобы поправиться полностью, необходимо восстановить психологическое здоровье и душевное спокойствие Вашего ребенка и Вас. 
    • Пожалуйста, обязательно придерживайтесь правильного режима дня – ваши силы сейчас очень важны и для Вас, и для Вашего ребёнка. 
    • Пока ребёнок находится под присмотром врачей, у Вас есть возможность успокоиться, собраться с мыслями и продумать следующие шаги.  
    Попытка самоубийства - это сигнал SOS 

    Попытка самоубийства - это реакция на проблему, которую ребенок видит непреодолимой, это крик о помощи. Даже если Вам эта проблема кажется надуманной, а действия ребёнка – шантажными, суицидальная попытка говорит о том, что других способов справиться с ситуацией он не находит. Это не значит, что ребёнок "плохой", это значит, что ему сейчас плохо, и ему необходимо помочь. 

    Почему необходимо обратиться за помощью к психиатру, психологу? 

    Попытка прекратить жизнь – это крайняя степень отчаяния, одиночества, невыносимость ситуации, "страдания, которые больше невозможно выносить". Если уделить внимание только физическим последствиям попытки суицида: раны, травмы и т.д., то психологические причины так и останутся без внимания. Возможно, кризис не разрешился, а суицидальная попытка может повториться, а значит, угроза жизни ребёнка сохраняется. 

    Обращение за помощью к психиатру, психологу – это не слабость и стыд. Это наш с Вами выбор, выбор неравнодушного и ответственного человека. 

    Способы помощи 

    Наиболее эффективна комплексная психолого-психиатрическая работа с ребёнком и членами его семьи. 

    Психологическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах: 

    • семейные взаимоотношения; 
    • сложности в школе: учеба, отношения со сверстниками, учителями; 
    • потеря близких людей, разрыв отношений; 
    • ощущение безнадежности, никчемности; 
    • болезнь и хроническая боль; 
    • физическое или сексуальное насилие (часто скрывается); 
    • вопросы сексуальной ориентации. 

    Психиатрическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах: 

    • злоупотребление алкогольными напитками и/или психоактивными веществами, в том числе подозрение на их прием; 
    • психические расстройства (эмоциональная неустойчивость с частыми беспричинными сменами настроения, раздражительность, снижение познавательной деятельности, ухудшение памяти, забывчивость, общее снижение энергетического потенциала, нарушения сна); 
    • тяжелые последствия психотравмирующих событий (изменение характера и привычек ребенка после перенесенной травы, эмоциональная отчужденность от близких, нежелание обсуждать и говорить о произошедшем, чувство вины из-за случившегося горя). 

    Психическое расстройство необходимо своевременно диагностировать и лечить, а сочетание медикаментозного лечения и психотерапии может приводить к максимально положительным и устойчивым результатам. 

    Как общаться, чтобы слышать друг друга 

    Для ребёнка в кризисной ситуации нет ничего хуже чувства, что его никто не понимает и он никому не нужен. Ему необходимо дать понять, что он не одинок. Беседуйте с ним и проявляйте заботу о нем. 

    • Всеми своими действиями показывайте, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой им боли. 
    • Дежурные фразы о том, что "все не так уж плохо" и "все наладится" не помогают: слыша их, ребенок чувствует, что вы не понимаете и не хотите выслушать его. 
    • Вместо общих фраз лучше сказать: "Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе" или "Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать все возможное, чтобы помочь тебе", "Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться". 
    • Нет необходимости говорить много, иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует Ваш ребёнок, в чем он сейчас нуждается, как он видит свое будущее. 
    • Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь. 

    Выслушайте ребёнка 

    Если подросток пребывает в расстроенных чувствах, признается, что думает о самоубийстве, и выказывает различные тревожные признаки, не оставляйте его наедине с самим собой. Побудьте с ним, поговорите и внимательно выслушайте. 

    Наиболее опасные симптомы 

    • Если в беседе высказывает намерения покончить с собой и говорит, что у него есть план как это сделать. 
    • Если жалуется на чувство безысходности, говорит, что он "не живет, а существует", мечется и может найти успокоение. 
    • Если в поведении прослеживается нарастающая замкнутость желание уединиться, избавиться от Вашего присутствия, куда-либо уехать, уйти. 
    • Если Ваш ребенок, говорящий раннее о своих страданиях, пугавший Вас суицидальными идеями, вдруг становится спокойным, тихим, а иногда и радостным, это может означать, возможно, он принял решение о самоубийстве. 

    Если Ваш ребёнок не идет на контакт, попросите его ответить на следующие вопросы: 

    • Тебе сейчас плохо? 
    • Нужна ли помощь другого человека? 
    • Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей? 
    • Я могу вызвать врача? 
    • Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время? 
    • За это время ты не станешь причинять себе вред? 
    ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

    Что такое школьная травля?

    Школьная травля (буллинг) — это осознанные систематические негативные действия унижающего характера, осуществляемые целенаправленно в адрес ребенка, который не может при этом сам себя защитить.

    Могут быть как от одного ребёнка, так и от группы ребят и даже со стороны педагогов.

    Травля отличается от конфликта?

    Важно знать: если силы учащихся примерно равны, или это разовые столкновения, то ссора между ними не является травлей. Скорее, это конфликтная ситуация.

    Как школьная травля может проявиться?
    • физическая: нанесение ударов, шлепков, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.
    • психологическая, например, словесная: насмешки, присвоение неприятных человеку кличек, необъективные оценки, высмеивание, оскорбления близких, унижение в присутствии других детей и пр.

    К психологической школьной травле (буллингу) можно отнести социальное исключение: бойкот (когда не общаются не потому, что не хотят, а потому что «все договорились»), про него распускают сплетни и т.д.

    Каких учащихся чаще всего обижают в ситуации травли и чем они отличаются от других?

    Важно знать, что ребёнок, оказавшийся в ситуации школьной травли (буллинга), может существенно не отличаться от других по внешности, манере одеваться и говорить.

    Риск стать мишенью третирования  связан с реакцией ребёнка на агрессивное или грубое поведение в его адрес — он теряет контроль над ситуацией. У него появляются слезы, испуг, беспомощная злость, которые наблюдают обидчики, и это их очень веселит.

    Что делать, если Ваш ребёнок в последнее время:
    • возвращается из школы в плохом, подавленном настроении;
    • приносит из школы испорченные личные вещи: разорванный рюкзак, порванные тетради или учебники, сломанные ручки и карандаши и т.п;
    • без желания идет в школу, часто пропускает занятия, в том числе по болезни;
    • оказывается в школе в одиночестве;
    • демонстрирует признаки аутоагрессии (причинение вреда самому себе: режет руки, прижигает сигаретой и т.д.), становится очень нервным и закрытым;
    • отказывается участвовать в общих школьных/классных мероприятиях;
    • стал хуже учиться без видимых причин;
    • не делится никакими историями из школьной жизни, не рассказывает об одноклассниках или уроках, просто молчит об этом;
    • если рассказывает о своих проблемах во взаимоотношениях с одноклассниками, то использует следующие выражения: «часто пристают», «все задевают», «давно доводят» и т.п.

    Обязательно обратите внимание на перечисленные выше изменения или такое поведение ребёнка. Возможно, он подвергается травле, но не обязательно это так. Сохраняйте самообладание! Для начала надо прояснить ситуацию – понять, что происходит в классе, где он учится. Поговорите с ребёнком, затем обязательно — с его классным руководителем.

    Как общаться с ребёнком, которого обижают?

    Постарайтесь выстроить доверительный контакт: окажите ребёнку психологическую и эмоциональную поддержку. Дайте понять, что Вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию.

    При общении с ребёнком важно знать:

    • что ребёнок, который попал в ситуацию школьной травли(буллинга), не обязательно готов об этом говорить. Такая беседа заставляет его вновь пережить неприятный опыт;
    • что необходимо воздержаться от иронии, обесценивания, быстрых необдуманых решений и обвинений;
    • что только сам ребёнок может оценить, чувствует ли он себя хорошо и в безопасности или чье-то поведение несёт для него угрозу;
    • что ребёнок может испытывать страх, что его откровенный рассказ о проблеме подвергнется осуждению со стороны сверстников;
    • что ребёнок может не рассказывать о своей ситуации никому или рассказывать не все, искажать детали.

    Покажите ребёнку, что Вы услышали его и он не одинок со своей проблемой. Оставайтесь спокойными – Ваша тревога может усугубить состояние ребёнка.

    Иногда полезно пообщаться с друзьями ребёнка, одноклассниками и их родителями, и другими, кто может наблюдать за ребенком в школе. Ваши действия должны быть согласованы как с самим ребёнком, так и с классным руководителем.

    Помните!
    • Первое, ни у кого нет права обижать Вашего ребёнка! Ребёнок, которого травят, не может самостоятельно справиться с ситуацией и не несёт за нее ответственности.
    • Второе, ситуацию травли можно исправить только совместно с классным руководителем, так как эта травля – «социальная болезнь», которую можно прекратить только усилиями всего класса.

    Если у Вас остались вопросы, обратитесь за помощью к специалистам школы (школьному психологу, заместителю директора или в школьную службу примирения (ШСП)!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике