Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны.
Образовательное учреждение и семья – важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.
В целях повышения эффективности работы по социокультурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Министерство настоятельно рекомендует осуществлять сопровождение данной категории детей во всех образовательных организациях, в т.ч. дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Необходимо обеспечить реализацию мероприятий в рамках полномочий по профилактике деструктивного поведения среди обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей и в отношении них, с использованием рекомендаций по организации профилактической работы по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении их, в том числе с учетом национального и религиозного фактора .
Учебные планы общеобразовательных программ курсы, дисциплины (модули), а также дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка детьми, слабо владеющими или не владеющими русскими языком в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ.(https://edsoo.ru/)
Для определения потребности в изучении русского языка нужно использовать диагностические материалы, размещённые на информационном портале федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования», а также методические рекомендации об организации работы образовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан.
Информационные и методические материалы по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам: https://mentor.kriro.ru/:
Коды русского языка
- Как правильно говорить на русском языке
- Проверь свои знания по русскому языку
- Полезные ресурсы
- Орфография
-
Указ Президента РФ от 31.10.2016 «О концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы
-
Письмо Министерства просвещения РФ от 6 мая 2022 г. № ДГ-1050/07 "О направлении методических рекомендаций"
-
Рабочая программа по адаптации и интеграции детей мигрантов «МЫ ВМЕСТЕ»
-
Программа оценки особых образовательных потребностей детей – иностранных граждан
-
Комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Минпросвещения РФ
-
Методические рекомендации по оценке уровня языковой подготовки обучающихся инстранных граждан
-
Упрощённый порядок действий граждан, самостоятельно покинувших территории, с которых осуществляются эвакуационные мероприятия, для последующего размещения в пунктах временного размещения и питания других субъектов РФ, а также действий должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, по выполнению мероприятий с указанной категорией граждан
-
ЯЗЫКОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ, НЕДОСТАТОЧНО ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методический комплекс
-
УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Учебно-методический комплекс для внеурочной деятельности в 1–4 классе
-
ЯЗЫКОВАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, НЕ ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ:ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ С НУЛЯ. Учебно-методический комплекс для внеурочной деятельности